Вернуться к обычному виду

О формировании доступной среды для инвалидов в Белоглинском районе

15.01.2016

О формировании доступной среды для инвалидов в Белоглинском районе

Информация о результатах по формированию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в Белоглинском районе за 2015 год 

Число инвалидов увеличивается каждый год, в связи с этим, в сегодняшних условиях интеграция инвалидов в общество посредством обеспечения доступной среды жизнедеятельности, приобретает приоритетное значение. Современная социальная политика в отношении инвалидов базируется на новом подходе к инвалидности на основе прав человека, новом определении социальной уязвимости и выработанным на их основе определениям доступности и доступа. Сегодня инвалидность рассматривается как сложное социальное явление, степень выраженности которого зависит от многих факторов, включая не только состояние организма человека, но и условия, необходимые для достойного качества жизни, успешной социализации и самовыражения личности. Обязательства, взятые Российским государством перед международным сообществом предусматривают переход от медицинской модели инвалидности к со-циальной, обеспечивающей им возможность свободно учиться, работать, посещать любые здания и учреждения вне зависимости от физических ограничений. К примеру, в последние годы началась разработка строительных норм и правил по планировке городских и сельских поселений, жилых и общественных зданий и сооружений, учитывающих специфические потребности инвалидов и способных повлиять на жизненные условия инвалидов в аспекте достижения определенных стандартов качества. В целом определение инвалидности на уровне управления и в практике учреждений постепенно меняется от медицинской модели к социальной. Согласно Конвенции ООН о правах инвалидов к инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими. То есть, данные категории инвалидности учитываются архитекторами при разработке рекомендаций по созданию доступной среды жизнедеятельности в зданиях жилого и общественного назначения. Таким образом, можно выделить, что переход к восприятию социальной модели инвалидности привел к применению принципа равных социальных прав и возможностей инвалидов. По данным ООН, в среднем 10 % населения в мире - инвалиды, из них более двух миллионов - инвалиды-колясочники. Из-за существующих социальных и физических барьеров большинство из них не может вести полноценный образ жизни. В связи с тем, что особую важность и актуальность в настоящее время приобрела проблема адаптации инвалидов в городской (сельской) среде, обеспечение их беспрепятственного передвижения, доступа к объектам социальной инфраструктуры и пользования ими - это стало одним из важнейших условий, того, чтобы человек с инвалидностью мог жить в городе наравне с другими. Принцип доступности был провозглашен в резолюции Генеральной Ассамблеи от 12 декабря 1997 года в качестве приоритетной задачи содействия обеспечению равных возможностей для инвалидов. В результате происходящих процессов модернизации касающихся проблемы инвалидности, в научный обиход был введен новый термин - «обеспечение равных возможностей». Доступность среды - понятие всеобщее. Данное понятие трактуется как процесс, благодаря которому различные системы общества и окружающей среды, такие как обслуживание, трудовая деятельность и информация оказываются доступными всем, и в особенности – людям с инвалидностью. Термин «доступная» среда содержательно определяется в законодательных актах Российской Федерации. Например, в Своде правил по проектированию и строительству зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения, доступность определяется как свойство здания, помещения, места обслуживания, позволяющее беспрепятственно достичь места и воспользоваться услугой. Необходимость первоочередного обеспечения доступности в целях решения проблем социальной защиты и реабилитации инвалидов отражена и в положениях Конвенции ООН о правах инвалидов. Конвенция дает широкую трактовку понятия доступности как необходимой предпосылки для социальной интеграции и реализации прав человека: «... важна доступность физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, а также информации и связи, поскольку она позволяет инвалидам в полной мере пользоваться всеми правами человека и основными свободами». Таким образом, под доступной средой мы понимаем такую организацию окружающего пространства, при которой любой человек, независимо от своего состояния, физических возможностей, имеет возможность беспрепятственного доступа к любым объектам социальной, общественной, транспортной и иной инфраструктуры, а также может свободно передвигаться по любому выбранному маршруту. В настоящее время доступность среды для инвалидов в Российской Федерации находится на низком уровне. Формируемая в последнее время государственная система мер в области градостроительства и производства вспомогательных технических средств, общественного пассажирского и индивидуального транспорта, связи и информатики направлена на постепенное создание доступной среды жизнедеятельности инвалидов. Согласно распорядительным документам, учитывать потребности людей с ограниченными физическими возможностями обязаны не только федеральные и городские власти, но и коммерческие структуры. Так, например, арендатор обязан обеспечить доступность своего объекта. Нарушители, согласно российскому законодательству, должны нести административное наказание. Ответственность и необходимость сотрудничества по формированию доступной среды определены в законодательных актах: ФЗ «О социальной защите инвалидов РФ», «Градостроительного Кодекса РФ», «Кодекса РФ об административной ответственности». Несмотря на это, в России по-прежнему незначительное количество зданий, улиц и транспортных средств приспособлено для людей с инвалидностью. Сложности в реализации принятых направлений заключаются в том, что элементы, направленные на реализацию новых параметров, а именно - формирование доступной среды жизнедеятельности инвалидов приходится внедрять практически с нуля, что требует серьезных усилий. Одним из эффективных механизмов реализации государственной политики в отношении инвалидов являются федеральные и региональные программы, выполнение которых призвано обеспечить необходимые условия для индивидуального развития и реализации возможностей людей с ограниченными возможностями. Современные подходы к инвалидности и инвалидам характеризуются как результат сложных и неоднозначных тенденций развития общества на протяжении длительного периода. В Конвенции о правах инвалидов, разработанной в ООН, прописан так называемый социальный подход к инвалидности. Исходя из проанализированных подходов к инвалидности и инвалидам во всем мире, человек с ограниченными возможностями способен к независимой, самостоятельной жизнедеятельности. Транспорт, связь, образование, здравоохранение, трудоустройство, культурная жизнь, отдых - все сферы должны быть доступны людям с ограниченными возможностями. В целом инфраструктура нашего района не приспособлена для людей с ограничениями здоровья. В настоящее время состояние среды жизнедеятель-ности для инвалидов по объективным причинам находится на низком уровне. На территории Белоглинского района считаем, основными проблемами в области формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов остаются: 1) малодоступность объектов высокой социальной значимости, а также объектов дорожно-транспортной инфраструктуры; 2) отсутствие достаточного финансирования для обустройства и приспособления социально значимых объектов для нужд инвалидов. Демографическая ситуация в Белоглинском районе характеризуется высокой численностью лиц пожилого возраста и инвалидов. На территории Белоглинского района проживают боле 8,5 тысяч людей относящихся к старшей возрастной группе населения, что составляет 28 % от общей численности населения района. Около 10 % населения Белоглинского района (около 3 тысяч человек) относится к категории инвалидов. Из них 95 чел. – инвалиды-колясочники, 180 чел. – инвалиды с повреждением опорно-двигательного аппарата, 56 чел. – инвалидов по зрению, 2 чел. инвалиды – с полной глухотой. Названные категории граждан по объективным причинам испытывают трудности при получении государственных и муниципальных услуг, а также трудности в процессе передвижения, что приводит к необходимости адаптации среды жизнедеятельности к их физическим возможностям. В настоящее время в Белоглинском районе уделяется особое внимание вопросам обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения (инвалидов, пожилых граждан) к объектам транспортной, социальной инфраструктуры, связи, информации, в административные здания и служебные помещения. Основной задачей по формированию доступной среды является создание равной возможности для участия в жизни общества инвалидов и других маломобильных групп населения, путем обеспечения доступности социального, экономического, культурного, транспортного и спортивного окружения. Законодательством Российской Федерации, в том числе федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также законом Краснодарского края от 27 апреля 2007 года №1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае» определены требования к органам власти и организациям независимо от организационно-правовой формы по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации, а также ответственность за уклонение от исполнения этих требований. Основные требования к функционально-планировочным элементам зданий и сооружений, обеспечивающих доступность объекта инвалидам, сформулированы в Своде правил СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001». В целях осуществления в пределах своей компетенции контроля за со-блюдением требований доступности для инвалидов объектов социальной ин-фраструктуры, специалистами УСЗН в Белоглинском районе проводится обследование организаций всех форм собственности и сферы деятельности, в том числе учреждений здравоохранения и социального обслуживания, адми-нистративных зданий, предприятий торговли и бытового обслуживания, и др. В соответствии с Методикой, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.12.2012 № 627 с 2013 года организована работа по проведению паспортизации социально значимых объектов. Данная методика призвана стать основой для организа-ции мониторинга состояния доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов с учетом их потребностей. Прика-зом министерства социального развития и семейной политики Краснодар-ского края от 06.11.2012 года № 529 «О проведении мониторинга доступно-сти приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельно-сти инвалидов и других маломобильных групп населения» утвержден поря-док проведения мониторинга доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобиль-ных групп населения. УСЗН в Белоглинском районе во взаимодействии с представителями общественных объединений инвалидов и администрации муниципального образования сформирован, согласован и утвержден реестр приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других ма-ломобильных групп населения (далее – Реестр). На основании Реестра разра-ботан, утвержден и согласован с общественными объединениями инвалидов план проведения мониторинга доступности приоритетных объектов (далее – План). В соответствии с утвержденным Планом обследования данная работа по доступности различных видов объектов ежемесячно проводится специа-листами управления социальной защиты населения при взаимодействии со специалистом ГБУ СО КК «Белоглинский КЦСОН», а также с представите-лями органов местного самоуправления, сотрудниками прокуратуры Белоглинского района (при необходимости), председателем районного об-щества инвалидов, инвалидами района (при необходимости, по желанию). За 2015 год проведено обследование 149 приоритетных объ¬ектов из 159 (в том числе с объектами, вновь введенными в эксплуатацию). Доля обследованных объектов, от общего количества составляет 93,7 %. На 149 объектов составлены паспорта доступности. Тридцать один объект доступен, в том числе с учетом удовлетво¬рения минимальных требований доступности (имеются соглашения с обще¬ством инвалидов). Доля доступных объектов, из числа обследованных, составляет 20,8 %. 118 объектов недоступны. Из них на 102 объекта имеются планы мероприятий по обеспечению до¬ступности объекта для инвалидов и других маломобильных групп населения. Боль¬шой показатель по числу недоступных объектов в сферах: - услуг и потребительского рынка – 33 объекта недоступны (магазины, кафе, гостиницы, парки и др.); - транспорта и до¬рожно-транспортной инфраструктуры – 29 объектов недоступны (остановки общественного транспорта, тротуары и наземные переходы); - здравоохранения – 14 объектов недоступны (больницы, поликлиники, аптеки и др.). За данный период составлено 25 административных протоколов на лиц, совершивших правонарушение, в части неисполнения требований доступности для инвалидов. По результатам рас¬смотрения судом по 15 материалам назначены административные штрафы на общую сумму 26,6 тыс. рублей. За данный период повторно обследовано 18 объектов (составлены пас-порта доступности). Обеспечено выполнения требований доступности на 6 объектах. На трех объектах завершены работы по их обустройству (2 школы и музей), согласно реализации муниципальных программ «Развитие образования» в муниципальном образовании Белоглинский район на 2015- 2017 годы, «Развитие культуры» в муниципальном образовании Белоглинский район на 2015- 2017 годы. Мониторинг показал, что на территории района в большей части объекты социальной инфраструктуры остаются недоступными для инвалидов и других маломобильных групп населения. В первую очередь это, единичные объекты, вошедшие в реестр приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов - объекты органов исполнительной власти, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти. Здания сельских администраций также остаются неприспособленными для посещения граждан с ограниченной способностью к передвижению, ис-пользующих инвалидные коляски, костыли или трости, тогда как в наиболее удаленных населенных пунктах сельские администрации являются единствен-ным местом, где инвалиды и другие категории граждан могут обратиться к специалистам для консультаций или оформления необходимых документов. В 2016 году УСЗН в Белоглинском районе продолжит реализацию мероприятий, направленных на повышение количества доступных объектов социальной инфраструктуры и территорий высокой социальной значимости для инвалидов и маломобильных групп населения. Кроме того, высказываем надежду на то, что и в дальнейшем работа по обустройству недоступных объектов для инвалидов будет продолжена в нашем районе руководителями организаций, индивидуальными предпринимателями и собственниками объектов, а также на то, что количество граждан, понимающих проблему инвалидов, станет больше.

Дата изменения: 15.01.2016 15:51:01
Количество показов: 663

Возврат к списку