Вернуться к обычному виду

НОВОЕ ЗВУЧАНИЕ СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

04.10.2011

НОВОЕ ЗВУЧАНИЕ СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Одной из ключевых тем в экономической повестке регионов становится поддержка малого и среднего бизнеса (МСБ). Трудно придумать более банальную новость — о необходимости создавать условия для развития малых форм предпринимательства говорится минимум лет десять. И нельзя сказать, что за это время ничего не сделано — каждый регион сегодня в состоянии предъявить стандартный перечень мер поддержки "малышей". При этом в частном порядке профильные чиновники скажут вам, что нынешние объёмы поддержки удовлетворяют общие потребности от силы на несколько процентов, хотя и растут год от года.
Сегодня тема малого и среднего бизнеса получает новое звучание. Ключевым в словосочетании стало слово "средний". Власть начинает замечать компании, которые ещё вчера были маленькими и которые завтра имеют шанс стать крупными. Проекты средних компаний стали попадать в число приоритетных, соглашения с ними не стесняются заключать первые лица регионов. Средний бизнес обретает новую значимость и в контексте разговоров о модернизации в регионах. Применительно к крупным предприятиям модернизация часто понимается как индустриализация, а в тех сферах, где крупные компании явно в дефиците, модернизация — это прежде всего повышение эффективности бизнеса. И тут уже без опыта средних компаний не обойтись.
У средних компаний вообще особая миссия — демонстрировать способность региональной экономики к развитию. Деловой мир, разделеённый на традиционно сложившийся крупный бизнес и планктон малого предпринимательства, статичен в самом дурном смысле слова. Малый бизнес в этой картине мира никогда не станет крупным, скорее всего, он окажется пищей для хищников. Государственная помощь такому бизнесу сродни помощи инвалидам — она должна лишь облегчить мучения, но не дать шанс полноценной работы. Появление на деловой сцене среднего бизнеса усложняет картину мира, делает её более живой и напряжённой. В ней крупная компания не обречена на лидерство, а малый бизнес способен превращаться в средний, а затем в крупный. Средний бизнес — выпавшее звено в деловой повестке, причём ключевое звено — отвечающее за развитие.
Разговор о среднем бизнесе — всегда разговор о технологиях роста. Не только отдельной компании, но и экономики региона в целом. Важность этой темы сегодня, в условиях, когда посткризисная экономика не торопится развиваться, трудно переоценить. Способность осваивать эти технологии теоретически порождает компании масштаба "Тандера" или ставропольского "Монокристалла", занимающего значительную долю на мировом рынке искусственных сапфировых подложек, которые применяются в электронике. Но на практике мы сегодня имеем несколько иную картину — состав лидеров пополняется медленно. В отдельных регионах он, по ощущениям, не меняется вовсе. Это было бы нормально, если бы речь шла о благополучных территориях, решивших свои проблемы на годы вперёд. Но когда ничего не меняется, не появляется новых лидеров там, где о комфорте жизни пока заикаться не стоит, — это реальная проблема. Показательно, что больше всего компаний-"газелей" в самом благополучном из регионов, Краснодарском крае. То есть речь идёт о компаниях, которые последние пять лет росли темпами не менее 30% в год, — несложно посчитать, что на них приходится существенная доля роста экономики вырвавшейся вперёд Кубани.
Сегодня мы видим на Юге десятки ярких средних компаний, которые уже добиваются реального успеха, — можно назвать волгодонскую мебельную фабрику "Алмаз", дагестанский "Денеб", напитки которого продаются в основных федеральных продовольственных сетях, ставропольский "ЭСКОМ" с его инновациями в фармацевтике. Как создать условия для того, чтобы региональные компании могли расти? Нужно проводить работу по разметке и оборудованию игрового поля и поддерживать тех, кто отвечает приоритетам регионального развития, кто помогает региону эффективнее использовать его ресурсы. На Юге эта работа только начинается.
Источник: Expert.ru

Дата изменения: 24.10.2011 13:44:42
Количество показов: 1101

Возврат к списку